РИТУАЛЬНЫЕ КАТАФАЛКИ: ОТ ПОЯВЛЕНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Использование различных транспортных средств для осуществления ритуальных услуг имеет весьма давнюю историю. Однако появление специализированных карет на конной тяге, предназначенных для транспортировки усопшего, относится к 17-18 векам. Первоначально ритуальных катафалк был прерогативой богатых и знатных особ и представлял собой специальную карету, отделанную с невероятным богатством и роскошью. Они могли быть как открытыми, так и закрытыми и отличались от стандартных экипажей открывающейся задней частью либо наличием там съемных дверок, а также спецификой внешней отделки. Во внутренней части экипажа располагался подиум, на который устанавливался гроб. Нередко использовались и дополнительные элементы крепления, которые защищали гроб от смещения при езде. Богатство внешней отделки могло быть различным, и самые роскошные модели представляли собой настоящие передвижные пантеоны.
С самого начала появления автомобилей, в начале ХХ века, катафалки стали также переходить на механическую тягу. Вместе с тем они начали более активно внедряться в массовое использование. Одновременно с элитарными и очень дорогостоящими моделями, выполненными на шасси автомобилей класса «люкс», стали появляться более доступные, базой для которых служили недорогие автомобили типа популярнейшего «Форд Т». Кроме того, в виду потрясших мир военных конфликтов стал появляться целый ряд ритуальных автомобилей, созданных на шасси военных грузовиков.
С развитием техники катафалки также изменяли свой внешний вид и к 60-м годам прошлого столетия обрели свои основные типы. Самым популярным стал так называемый лимузин катафалк, который представлял собой ритуальный автомобиль, выполненный на растянутом, «лимузинном» шасси стандартной серийной модели. Основой для большинства ритуальных катафалков служили рамные легковые автомобили американских марок Caddilac, Lincoln, Buick, Oldsmobile. В Европе получили распространение ритуальные автомобили, выполненные на платформе автомобилей Mercedes Benz. Как правило, данные модели имели стандартную водительскую часть и заднюю часть типа катафалк, заказ которой выполнялся в специализированном кузовном ателье. Она имела высоту, как правило, большую, нежели основной кузов и изготавливалась из различных материалов. Чаще всего применялись ценные сорта дерева и темная ткань в отделке, а также позолоченная резьба во внешней отделке. Большая высота была необходима для облечения погрузки гроба. Задняя часть кузова, напоминавшего всем известный вариант «универсал», была открыта, а для похорон в непогоду использовалась дверь, которая могла демонтироваться. Во внутренней части располагался подиум для гроба, выполненный таким образом, чтобы исключить вероятность соскальзывания гроба при движении. В некоторых моделях также устанавливались откидные сидячие места для близких родственников покойного. Прокатом таких автомобилей занимались специализированные бюро, и заказать катафалк могли практически все.
На сегодняшний день рынок ритуальных автомобилей и услуг по их прокату достаточно широк, равно как и диапазон применяющихся моделей. Однако, несмотря на крайне широкий ассортимент автомобилей, производимых в наше время, на роль катафалков претендуют лишь единицы. Так, основным критерием при выборе автомобиля–донора, служит не только его вместимость, но и достаточная прочность кузова, допускающая его переделку, а также наличие тяговитого низкооборотного двигателя, позволяющего длительную езду на небольших скоростях.
Российские бюро ритуальных услуг нередко предпочитают использовать модели катафалков, построенные на базе американских автомобилей Lincoln Town Car. Несмотря на то, что данная модель уже снята с производства, она обладает весьма крупным по габаритам и при этом жестким кузовом, а также многолитровым мотором, обладающим отменной тягой на низких оборотах. Кроме того, данные автомобили достаточно недороги в приобретении и эксплуатации, что позволяет устанавливать доступные расценки на аренду. Эти машины, как правило, были переделаны в ритуальные непосредственно в США и имеют высокий кузов, выполненный из металла с деревянными элементами. Как правило, они обладают удлиненной базой типа «лимузин», что также увеличивает вместимость машины.
Большое распространение в наши дни получили и катафалки, выполненные на основе микроавтобусов. Их главным преимуществом является вместительность, а также невысокие затраты на переоборудование. Кроме того, микроавтобусы имеют распашные задние двери и сдвижные боковые, что упрощает погрузку гроба и посадку близких родственников усопшего, которые могут сопровождать гроб непосредственно в автомобиле. Весьма важно и применение в большинстве моделей дизельных двигателей, которые могут выдавать значительный крутящий момент на низких оборотах и долгое время ехать с малой скоростью. Объем переделок такого автомобиля, как уже говорилось, гораздо ниже и включает в себя, как правило, лишь внутреннюю перепланировку с установкой подиума, драпировку темными тканями и перепланировку сидений. В качестве основы для ритуальных автомобилей служит целый ряд микроавтобусов от компаний Ford, Volkswagen, а также американские крупные минивены Chevrolet. Некоторые региональные компании часто используют в качестве ритуальных и классические автобусы (наиболее распространены автобусы ПАЗ). Их преимуществом является простор и возможность транспортировки большого количества сопровождающих гроб лиц, а также доступность при аренде. Таким образом, современный рынок ритуальных услуг предлагает широкий спектр катафалков, которые способны удовлетворить любые запросы, а заказать катафалк способен человек с самыми разными доходами.
На нашем сайте вы найдете телефон 8-499-3905071, либо обратитесь к нам через интернет.