Происхождение понятия «груз 200». Правила транспортировки.
Отгремели самые жесточайшие в истории войны. Уже стариками стали ветераны Великой Отечественной. Бывшие афганцы и чеченцы воспитывают детей и внуков. Это памятные страницы нашей истории, которые известны не только подвигами, но и величайшими трагедиями. Сотнями гибли солдаты на полях сражений. Одни из них, увы, захоронены в братских могилах. Тела других приходили на родину в запаянных цинковых гробах.
Именно со времен вооруженного конфликта в Афганистане в жаргоне военных появился термин «груз 200». Так называли тела погибших солдат в цинковых гробах, которые транспортировали по воде, воздуху или суше.
В газете «Правда» от 17 августа 1989 года появились статистические данные. Согласно им, за годы войны в Афганистане погибло более 15 000 Советских солдат. Тысячи семей оплакивали гибели своих сыновей. «В Россию отправили груз 200» - как приговор звучало для сотен наших соотечественников. Каждая мать больше всего на свете боялась получить письмо о том, что домой вернется не ее муж или ребенок, а «двухсотый».
И, конечно же, больше всего «двухсотых» видела столица. В город Москва груз 200 отправляли не только несколько лет назад из-за границы, но и сейчас с территории братской Украины.
Так откуда возникло именно такое условное обозначение? Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет, поэтому существует несколько версий.
Первая из них связана с решением Министра обороны СССР. В октябре 1984 года Дмитрий Федорович Устинов утвердил приказ «О введении в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», носящий кодовый №200.
Этот документ устанавливал правила перевоза погибших и убитых на поле боя солдат, офицеров и людей других воинских званий. В том же году в Россию отправили груз 200 уже по новым правилам.
Вторая версия происхождения термина развивается из первой. Согласно приказу №200, существует определенная квота на максимальный вес груза. Так, при перевозке с помощью военной или гражданской авиации (самолеты и вертолеты) предельно допустимая масса груза составляет 200кг.
Если транспортировка тела погибшего осуществляется по железной дороге, то максимальный вес контейнера составляет 300кг. Способ транспортировки определяется командованием воинской части.
Третий вариант возникновения выражения «двухсотые» («груз 200») связан с номером формы-бланка накладной, которая обязательно должна быть выписана сопровождающим при перевозе. Считалось, что она имеет порядковый номер «200». Однако впоследствии выяснилось, что это ошибочное мнение (бланк имеет порядковый №2).
Существуют определенные правила, согласно которым осуществляется перевозка погибшего. Тело помещается в цинковый запаянный ящик, а затем – в деревянный гроб, который, в свою очередь, транспортируется в плотном деревянном контейнере.
Для пересечения границы, а также при любом другом процессе перевоза груза 200, необходимо иметь определенные документы.
Первый из них – свидетельство о смерти. Оно выдается органом ЗАГС по месту погребения погибшего или по месту прохождения военной службы. Альтернативную справку можно получить и в морге при медицинском освидетельствовании. Документ выдается в течение нескольких минут абсолютно бесплатно.
Также необходима справка, выданная Роспотребнадзором (ее называют справкой СЭС).
Бывают случаи, когда необходимо перевезти тело покойного солдата через границу. При этом необходимо получить документы, подтверждающие, что в теле погибшего и в запаянном контейнере не находятся запрещенные предметы и препараты. Такое свидетельство носит название «Справка о невложении».
При перевозе без цинкового ящика (в холодильной камере) тело усопшего нужно забальзамировать. Справку о прохождении данной процедуры нужно предъявить при пересечении границы или при погрузке на определенные виды транспорта.
При транспортировке в контейнере следует помнить, что цинковый гроб должен быть запаян. Встреча груза 200 из-за границы предполагает наличие еще нескольких документов, среди которых разрешение от посольства, таможенные справки и пошлины, переведенные на русский язык иностранные документы.
Указанные документы выдаются сопровождающему лицу. Им может быть как близкий родственник, так и военный командир.
В настоящее время термин «груз 200» применяется не только к погибшим солдатам. Очень часто бывает так, что человек умирает вдали от дома. Конечно же, родственники стремятся похоронить его на родной земле, особенно, если таковой была воля усопшего. Так могилу смогут навещать близкие и знакомые.
Встреча груза 200 – процесс эмоционально тяжелый для родственников покойного. Именно поэтому лучше, если хлопоты, связанные с транспортировкой тела, возьмет на себя компания по оказанию ритуальных услуг.
Существуют три основных вида перевозки груза 200. Самая быстрая, но и самая дорогая – транспортировка самолетом. В город Москва груз 200 можно доставить из самых различных стран и городов. Цена зависит как от массы контейнера, так и от дальности полета. Рекомендуется пользоваться таким видом транспорта, чтобы перевезти тело усопшего на большое расстояние.
Транспортировка в поезде возможна только при наличии в составе багажного отсека. При этом груз 200 необходимо поместить туда за три часа до отправления. Сопровождающие лица обязаны выкупить билеты в пассажирском вагоне.
Для перевозок внутри страны рекомендуется использовать автотранспорт. Во-первых, можно избежать лишних расходов. Сопровождающие лица не будут покупать проездной билет. Во-вторых, внутри страны тело покойного можно перемещать в обычном гробу, не помещая в цинковый ящик. Однако следует учитывать погодные условия. При транспортировке, например, из отдаленных населенных пунктов в город Москва груз 200 необходимо поместить в холодильник (использовать катафалк), особенно при высокой температуре воздуха или повышенной влажности.
Признаком хорошего ритуального агентства является услуга транспортировки покойного не только по городу, но и из других городов Российской Федерации.
Даже, если необходимо, существует вариант доставки гроба с телом из других стран.
Есть возможность, наоборот, не доставить в Россию, а перевезти умершего в другую страну.
Эта возможность называется «Груз 200» и варьируется в зависимости от вида доставляемого транспорта: будь то самолет, поезд или автомобиль.
В страны СНГ доставку лучше совершать автомобильным транспортом.
Это занимает меньше времени, во-первых, на организацию, во-вторых на саму перевозку. Да и дешевле получается.
В автомобилях так же предусмотрены места для тех, кто хочет сопровождать траурную процессию.
Таможенный налог с таких автомобилей не снимается, а пропуск через границу происходит вне всякой очереди.